Вчерашний день — уже история
Подпишитесь на наc
vk tweeter ya_zen telegram

Озеро СветлоярВ центре России, Нижегородском крае, имеется озеро Светлояр - жемчужина российской природы. История озера овеяна легендами. Так или иначе связаны они с невидимым градом Китеж.

Легенда гласит: В Ветлужских лесах имеется озерко. Оно размещено в лесной чаще. Голубые воды озера лежат недвижно днем и ночью. Только время от времени простая зыбь пробегает по ним. Бывают дни, когда до тихих берегов доносится протяжное пение, и слышится дальний колокольный трезвон. Давным-давно, еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович выстроил на Волге град Малый Китеж (сегодняшний Городец), а позже, "переправившись чрез тихие и ржавые реки Узолу, Санду и Керженец", вышел к Люнде и озеру Светлояру на "зело прекрасно" место, где поставил град Китеж Большой. Так на прибрежье озера возник замечательный Китеж-град. В центре городка возвышались 6 глав церквей. Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему со своими Озеро Светлояр на картеордами... Когда "злобные татарове" подошли к Китежу Малому и в великой битве уничтожили брата князя, сам он скрылся в новопостроенном лесном городке. Пленник Батыя, Гришка Кутерьма, не стерпел пыточных мучений и выдал скрытые тропы к Светлояру. Татары грозовым облаком обложили град и желали брать его силой, однако когда они прорвались к его стенам, то изумились. Обитатели городка не только не выстроили практически никаких закреплений, но, в том числе, не намеревались и защищаться. Жители молились о спасении, так как от татар не доводилось ожидать чего-либо доброго. И как только татары устремились к городку, из-под земли внезапно забили многоводные источники, и татары в ужасе отступили. А вода все бежала и бежала... Когда стих шум родников, на месте городка были лишь волны. Вдалеке сияла одинокая глава храма с блещущим посредине крестом. Она медлительно погружалась в воду. Скоро пропал и крест.

 Ныне к озеру есть путь, кой именуется Батыевой тропой. Она может привести к замечательному городку Китежу, однако далеко не всякого, а только чистых сердцем и душою. С тех времен град невидим, однако цел, а особенно праведные имеют все шансы узреть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладостный трезвон его колоколов. Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно размещено около села Владимирского Воскресенского региона, в бассейне Люнды, притока речки Ветлуги. Протяженность озера — 210 метров, ширина — 175 метров, а общая площадь водного зеркала — около 12 гектаров.

Легенда об озере СветлоярДо сих времен нет единого представления, как появилось озеро. Кто-то настаивает на ледниковой доктрине происхождении, кто-то защищает карстовую догадку. Имеется версия, будто озерко появилось опосля падения метеора. Корни легенды: Рассказ о граде Китеже восходит к временам татаро-монгольского нашествия, то есть к XIII веку. Но, истоки данной легенды надлежит искать в еще наиболее раннем периоде - дохристианской истории Руси. Это не так просто, так как в православной религиозной традиции идолопоклонство так тесно переплелось с христианством, что разделить, какие сказания принадлежат одному, а какие легенды иному, достаточно тяжело. Озеро Светлояр, в котором, сообразно легенде, исчез святой град Китеж, располагается в районе Поволжья, и с очень давних пор известно как центр языческой веры. Само название озера проистекает от 2-ух древнерусских слов: «светлый», то есть чистый, святой, и «яр», являющегося корнем имени языческого солнечного божества Ярилы, коему поклонялись древние племена славян. С озером Светлояр связано очень много легенд дохристианского периода. В них упоминается и град Китеж. В районе озера Светлояр жило славянское племя берендеев. Их потомки до нынешнего дня сохранили предания о том, будто еще со старейших пор в Китеже располагался один из самых больших религиозных центров культа Ярилы. Это место считалось священным для русских князей. С крещением Руси Китеж, как и почти все остальные большие центры языческого культа, был преобразован в центр православной веры, и князья продолжали его навещать, словно ничего и не поменялось. Почти все православные храмы основывались на месте капищ, так как считалось, будто подобные места особые - они источники мощной положительной энергии. Имена древних богов равномерно заменялись на имена святых, однако само место поклонения высшим силам, обладающее воистину чарующею энергетикой, оставалось прежним. Вот отчего район озера Светлояр издревле закутан легендами и мистикой. За дело взялись немедля. Длина построенного городка составила 200 саженей (прямая сажень — расстояние меж концами пальцев, раскинутых в различные стороны рук, предположительно 1,6 метра), широта — 100. Построили еще некоторое количество церквей, а по случаю лучшие мастера взялись «писать образа».

Легенда об озере СветлоярТеперь перенесемся в более поздние времена. Согласно христианским летописям, град Большой Китеж на прибрежье озера Светлояр был сооружен князем Георгий Всеволодовичем, сыном Всеволода Большое Гнездо. Кроме него присутствовал еще и Малый Китеж, выросший при его деде - знаменитом Юрии Долгоруком. Большой Китеж был замыслен как величавый город. В нем стояло немало церквей, и возведен он был весь из белоснежного камня, что являлось по тем временам показателем богатства и чистоты. Но легенды объединили эти 2 разных города, и так возник мистический и таинственный Китеж-град. В 1238 году опосля разорения Владимиро-Суздальского княжества хан Батый разбил лагерь на реке Сити. После очередной неравной битвы князь Георгий Всеволодович с остатками своих войск отступил в Малый Китеж. Но Батый взял его приступом, и князю с остатками войска чудом удалось скрыться в Большом Китеже. На тот момент на земле русской Георгий Всеволодович оставался фактически единственной организованной силой, противостоящей татаро-монгольскому нашествию. Батый жаждал власти над миром и стремился как можно быстрее идти дальше - к Средиземному морю, однако бросать в тылу горделивого и непобежденного русского князя боялся. И тогда он отдал приказ пытать всех пленных русичей, чтоб выдали заповедные пути, ведущие к Китежу. Бойцы безмолвствовали, потому что знали:

выдать святой град - означает обречь себя и собственный род на постоянное проклятие.

Только один не вынес пытки - Гришка Кутерьма. Испугался он мучений и погибели и дал согласие повести противников к русской святыне. Путь был нелегок и лежал посреди непроходимых топких мест и лесов. Однако предатель знал потайные тропы и сумел вывести татаро-монгольское армия к священному городку. Увидев надвигавшиеся вражьи рати, обитатели Большого Китежа и бойцы Георгия Всеволодовича стали молиться Богу. Узрев страдания русичей от захватчиков, Бог смилостивился над осажденными. На глазах Батыя и его войска священный град опустился в озеро Светлояр и не достался на ограбление, бесчестье и погибель безжалостному противнику...