После революции и поражения в Первой Мировой Войне перед, теперь уже, СССР стояла задача повысить свой военный потенциал. Страна, разорванная изнутри, должна была нагнать отставание армии и флота от остальных стран мира. В данной статье пойдет речь о том, как советский народ, не жалея сил, развивал подводный флот на Дальнем Востоке. Все события, описанные в данной статье, основаны на воспоминания Вице-адмирала Георгия Никитича Холостякова. Это человек, который принимал непосредственное участие в становлении подводного Тихоокеанского флота СССР.
Активное становление Морских Сил Дальнего Востока (МСДВ) началось в 1932 году. В том числе и подводных сил тихоокеанского флота. В числе откомандированных на Дальний Восток была и группа командиров Балтийского флота, среди которых был Георгий Никитич Холостяков. Все, оказавшиеся в списке дальневосточников, восприняли это как высокую честь. В своих воспоминания вице-адмирал, описывая отправку на Дальний Восток, упоминал слова Ленина:
"Владивосток далеко, но ведь город-то нашенский"
Начальником Морских Сил Дальнего Востока был назначен Михаил Владимирович Викторов. Именно на него была возложена задача организации подводных сил Тихоокеанского флота. Лодки доставлялись во Владивосток по железной дороге по частям, а затем уже строились на месте. Это были подлодки типа "Щука", первая из которых получила номер Щ-11. В строительстве первых подлодок принимали участие сами моряки, так как рабочие в срок не успевали, а ждать было нельзя. И вот первая "щука" спущена на воду. Через 2 недели на воду была спущена Щ-12.
Прежде чем допустить подводников к лодке, вся команда должна была сдать экзамен на знание устройства лодки и правила эксплуатации техники. Многие освоили "Щук" в совершенстве:
"Старшине завязали глаза, подвели к доске. Он ощупал ее, взял мел и начал вслепую чертить схему главной осушительной магистрали со всеми ответвлениями и клапанами. Не прошло и пяти минут, как Бердников, изобразив последний клапан, сорвал с глаз повязку."
Первая подлодка отошла от причала 29 июня 1933 года. Начались ходовые испытания. И уже 23 сентября на двух первых подводных лодках был поднят Военно-морской флаг. С этого времени началась их боевая подготовка в море. Вслед за "щуками" в Японское море вышли первые лодки типа "М", известные как "малютки".
Большой интерес к появлению нашего подводного флота проявляли японские моряки. Стоило нашим подлодкам появиться в нейтральных водах, как тут же поблизости появлялись японские судна. Г. Н. Холостяков вспоминал о случае, произошедшем с "Щ-11", когда в нейтральных водах подлодке встретились два японских миноносца. Миноносцы стали сближаться с подлодкой и, встав на один курс, начали вести диалог. Отвечал им Комиссар Филиппов:
С мостика миноносца прокричали в мегафон по-русски:
- Куда идете?
- Идем по своему назначению!
- Как долго будете следовать данным курсом? - нахально спросили с миноносца.
- Пока не сочтем нужным его изменить!
- А когда это произойдет? - не унимались японцы.
- Позвольте решать это нам самим! - отчеканил Филиппов.
После некоторой паузы с мостика миноносца донеслось:
- Просим передать привет Советскому правительству!
- Спасибо! - невозмутимо ответил комиссар. - Передайте наш привет японскому трудовому народу!
Требование объясняться о намерениях в нейтральных водах была наглостью. Все время, пока велся диалог, команда подлодки была в состоянии полной боевой готовности, миноносцы были на прицеле — вспоминал Г. Н. Холостяков. К счастью, японцы не отважились на большую наглость и ушли. Япония тяжело воспринимала появление русского подводного флота на Дальнем Востоке.
До наступления зимы в строй вошли еще 2 подводные лодки. "Щуки" начали нести дозор на подступах к главной базе флота. Обстановка на дальнем Востоке была напряженной: поступала информация о сосредоточении военных кораблей в ближайших к СССР портах Японии и Кореи (на тот момент она находилась под оккупацией Японии).
C приходом ноября начались первые испытания для флота. Сила шторма на Дальнем Востоке была больше, чем в других морях. Крены лодки порой превышали допустимые показатели приборов. Кроме этого, в отличии от Балтийского моря, на Дальнем Востоке в зимнее время свободное от льда море было близко. Поэтому о простое зимой не могло быть и речи. Подлодки должны были адаптироваться под зимние условия и выходить в море. Во-первых, для флота была выделена плавучая база "Саратов". Во-вторых, лед в бухте регулярно ломался ледоколом или "Саратовом", ветер же относил его в открытое море. "Щуки" ставились носом внутрь бухты, кормой к горлу — это позволяло выйти в море в любой момент.
В январе морозы стали сильнее и проблемы начались за пределами бухты. Лодки стали обмерзать льдом. Это затрудняло погружение. Экипаж стал мерзнуть. На весь дивизион распространился сбор рационализаторских предложений. Необходимо было сделать все, чтобы подводные лодки могли ходить в море в мороз. В итоге на "Щ-12" впервые была переделана система вентиляции так, чтобы в отсек, где отдыхает личный состав, перегонялся теплый воздух от моторов. Это позволило спать личному составу в теплом помещении.
Впервые в мире именно наши подводные лодки совершили плавание подо льдом. Одним из первых это сделал в феврале 1934 года А. Т. Заостровцев. В дальнейшем этот опыт переняли другие.
Отдельно стоит рассказать об увеличении нормы автономного плавания. В 1934 году подводная лодка типа "Щука" могла непрерывно пребывать в море без пополнения запасов 20 суток. Подлодки типа "М", поступившие в феврале, не были проверены на длительное пребывание в море в зимнее время. Поэтому первая задача, которую перед собой поставило командование, стало: проверка автономности подлодок типа "М". Началось всё с трехдневного дозора. На протяжении всего испытания "малютку" подстраховывала "Щука". Испытание прошло успешно: лодка благополучно вернулась в бухту. Это стало началом стахановского движения на Дальнем Востоке. Экипажи сами изъявляли желание выйти в море, и побить рекорд. Следующим достижением стало 10 суток автономного плавания. Полученный опыт позволил проанализировать состояние подлодок. Для десяти суточного плавания в одну цистерну главного балласта начали дополнительно принимать топливо. А на строящиеся подводные лодки стали специально приспосабливать часть балластных цистерн для приема топлива. В итоге подлодки типа "М" стали больше, но все равно оставались самыми маленькими на флоте.
Благодаря соревновательной атмосфере в 1936 году подлодки типа "Щука" впервые провели в море 40 суток. Но это был не предел. Вскоре и этот рекорд моряки превзошли.
Для того, чтобы не давать японцам возможности подслушивать разговоры по нашим рациям, моряки часто использовали голубей. Выпускали их сперва только из надводного положения. И вот, в один прекрасный момент был сконструирован герметичный пенал, в который сажали голубя. Находясь под водой пенал выстреливали как торпеду. На поверхности моря пенал раскрывался. Голубь оказывался на свободе. Данное новшество позволяло отправлять сообщения на базу из подводного положения лодки.
Тяжёлые условия несения службы способствовали развитию флота на Дальнем Востоке. В конце 1935 года тихоокеанцы вышли на первое место в морских силах по основным показателям боевой и политической подготовки. Тихоокеанский флот, комплектующийся из балтийцев и черноморцев, унаследовал их традиции. Но к этому наследию прибавилось то, что было рождено уже на Дальнем Востоке.